Те же

Именно здесь, в Кишинёве весь мир мог увидеть (если бы захотел), как можно праздновать День Победы — без пафоса, принуждения, эксплуатации прошлых достижений в интересах государственной махины, но с искренностью и теплотой, всеми поколениями, пишет «Пульс». Собственно, как это и происходит все последние годы. Но со всё большим контрастом по сравнению с тем, что происходит 9 Мая в других городах, особенно в Восточной Европе.

Жесты и речи политиков, представляющих находящиеся у власти партии, в этом году кардинально отличались от того, что они говорили и делали год назад, продолжает «Пульс». В этот раз не было железных крестов, не было попыток заменить День Победы на «окончание Второй мировой войны». Наоборот, Филат вёл себя так, как будто он всю жизнь лично, с детства обожал фильмы про войну, слушал фронтовые истории своего дедушки, восхищался подвигом советского народа. Странно, что Палихович из партии не изгнал (Накануне Дня Победы вице-спикер парламента Молдавии от Либерально-демократической партии Лилиана Палихович в интервью кишиневской газете Timpul заявила, что многие в Молдавии носят георгиевскую ленточку, не зная, что она означает, и перенимая тем самым чужие традиции. «Считаю, что государство может уменьшить значимость этой кампании, только если будет продвигать собственные ценности. Считаю, что Молдавия должна начать долгосрочную национальную программу по продвижению наших национальных ценностей и, в то же время, по воспитанию молодого поколения в духе гордости за собственные историю, культуру, род и традиции. В противном случае, мы рискуем утвердить не принадлежащие нам традиции», — заявила Палихович — прим. ИА REGNUM). Ну и, конечно, «гвоздем программы» стал Дорин Киртоакэ, который пришёл на мемориал с георгиевской ленточкой.

Как к этому можно относиться? С одной стороны, конечно, их посылы обществу неискренни, пишет «Пульс». Иначе бы либералы и либерал-демократы проголосовали в парламенте за закон, предложенный ПКРМ, о материальной помощи оставшимся в живых четырём с небольшим тысячам участников войны. Но не проголосовали. С другой стороны, это некоторое достижение молдавского общества. Ведь их поведение, пусть и вымученное — ещё и вынужденное (к примеру, уже 11 мая в Педагогическом университете тот же Киртоакэ, уже сняв георгиевскую ленту, видимо, чтобы облегчить душу, долго вспоминал все годы советской власти). Другими словами, обжегшись один раз, эти политики просто не могут позволить себе 9 Мая говорить то, что хочется. Ведь если бы могли — наверняка бы вели себя по-другому. А это очень хороший и надёжный показатель состояния молдавского общества. И в этом, конечно, заслуга тех, кто не только накануне 9 Мая, но и в течение всего года на телеканалах и конференциях, в газетах, социальных сетях, в троллейбусах, на базаре и кухнях активно боролся с пересмотром истории и приравниванием коммунизма к фашизму (Закон Республики Молдова «О ветеранах», который уравнивает в правах и льготах ветеранов Великой Отечественной войны и бывших солдат румынской оккупационной армии был принят в 2003 году, в период нахождения у власти Партии коммунистов, которая обладала конституционным большинством в парламенте страны — прим. ИА REGNUM).

В средствах массовой информации, общественных дискуссиях в социальных сетях, на политически безопасной дистанции всё было гораздо хуже, пишет «Пульс». Во-первых, некоторые СМИ, от которых можно было ожидать, что они уделят больше места празднику, уделили его немного. Во-вторых, в правой прессе прозвучало недовольство, само собой, жестом Киртоакэ, и главное — недовольство тем, что власти позволили пройти колонне от Триумфальной арки до мемориала. В социальных сетях многие с болью писали о том, что такой масштаб праздника в Кишинёве — это позор, о том, что русская оккупация продолжается. И это тоже настроения, которые присутствуют в молдавском обществе, и без них нельзя судить об атмосфере в целом, несмотря на «капитуляцию» партий власти.

В связи с некоторыми общими утверждениями правых хотелось бы донести несколько мыслей, особенно — в адрес тех, кому искренне тяжело наблюдать, как десятки тысяч людей скандируют «Победа!» и «Слава героям!», продолжает «Пульс». Некоторыми утверждается: праздновать надо не 9 Мая, а 8-е, потому что День Европы объединяет, а День Победы — нет. «Объединительная» риторика хороша, и её можно только приветствовать. Поэтому все (включая тех, кому в детстве снились кошмары, в которых фашисты входят в Кишинёв), должны осознавать, что есть и те, деды которых воевали на другой стороне, и этот факт обойти просто невозможно. Но при этом нельзя забывать и о том, что, в конце концов, и солдаты румынской армии перешли на сторону союзников и дошли до Берлина. Это и есть момент объединения, о котором не стоит забывать 9 Мая.

Утверждается и то, что 9 мая люди, носящие георгиевскую ленточку, — это пятая колонна, живое свидетельство имперского оскала России, пишет «Пульс». Конечно, часть из тех, кто приходит на мемориал, не свободны от этнических страхов. Наверняка некоторые из них — «унионисты наоборот». Но, во-первых, рассчитывать на то, что после лозунгов Народного фронта таких людей не будет, очень наивно. А во-вторых, тех, кто видит в георгиевской ленточке или в 9 мая символ их политических воззрений, — ничтожное количество. Подавляющее, абсолютное большинство тех, кто празднует 9 мая, воспринимают этот праздник как личный, семейный, как день, напоминающий о беззаботном детстве, что угодно, но только не о политике. Политическим же этот день становится как раз в тот момент, когда кто-то говорит об имперском оскале.

Кроме того, тем, кто опасается «геополитических последствий», можно посоветовать ещё раз просмотреть видео и обратить внимание на прозвучавшие лозунги, продолжает «Пульс». По идее, пятая колонна должна была скандировать: «Требуем приднестровизации Молдавии!» (есть такой страшный мем в голове у правых), «Требуем присоединения к России!», «Нет Молдавии!» и так далее. Между тем люди скандировали: «Молдова!» И это было искренне. Ведь, как известно, русскоязычные в Молдавии, кажется, раз и навсегда осознав то, что СССР никогда не возродится, наиболее болезненно воспринимают все признаки постепенной десуверенизации Молдавии, и в этом смысле они убеждённые государственники. Те же, кто не свыкся с Молдавией в её независимом качестве, уехали. Кроме того, 9 мая отмечают не только русскоязычные. Далеко не только. Может, количество празднующих молдоязычных не совсем уместно преувеличивать. Но еще менее уместно — приуменьшать. Так что не стоит особо переживать по поводу имперских амбиций в этот день.

Парадоксален призыв запретить или ограничить проведение празднеств 9 мая по причине того, что это, мол, отделяет нас от европейского будущего, пишет «Пульс». Подобного рода предложения действительно показывают, как далеко мы от Европы. Приходится напоминать, что в Европе, равно как и в молдавской Конституции, гарантируется свобода совести, слова, плюрализм и свобода собраний. Единственное европейское ограничение — для неонацистов. И в Европе молдавские правые тем более не смогут ограничивать действия тех, кто празднует 9 мая. Поэтому к Европе мы будем намного ближе тогда, когда призывы запретить праздновать День Победы иссякнут.

Особняком стоит вопрос о пересмотре истории, исторических последствиях вхождения нынешней правобережной территории Молдавии в СССР в результате советского ультиматума в адрес Румынии, продолжает «Пульс». Этот вопрос не преодолеть ни бесконечными историческими диспутами, ни призывами и уговорами. Много можно говорить о том, что пакт Молотова — Риббентропа не имел ровным счётом никакого отношения к созданию МССР в контексте международного права и что, несмотря на это, сам факт существования пакта гораздо более болезнен для русскоязычных Молдавии, чем, например, Мюнхенский сговор для англичан. Можно привлечь данные ООН об индексах человеческого развития и роста ВВП советской Молдавии и, скажем, нынешней Республики Молдова. Можно говорить о том, что те, кто склонен ставить во главу угла послевоенный голод и депортации, не признают Республику Молдова в нынешних границах, поскольку вхождение Приднестровья в состав Молдавии стало возможно лишь благодаря советскому периоду в истории Молдавии. А ведь это тоже последствие «оккупации». Но всё это бесполезно. В этом смысле в Молдавии существуют две параллельные истории. И этот вопрос — принципиальный и фундаментальный, и он даже не об общественном расколе, а о молдавском суверенитете, и пока в наших школах и университетах преподаётся история румын (в 2006 году «История румын» в молдавских школах была заменена курсом интегрированной истории — прим. ИА REGNUM), преодолеть этот раскол не получится. Но можно договориться о другом. Пусть те, кто помнит лишь кровавые и несправедливые страницы советской истории, вспоминают об этом не 9 мая. В конце концов, в этот день был разгромлен фашизм, а с установлением советской власти на этой земле связана другая дата. Конечно, простым переносом мы ничего не решим. Но, по крайней мере, давайте не будем примешивать в День Победы то, что с ним не связано. Пусть в этот день скорбят только неонацисты. А обо всём другом мы поспорим в другой раз, подводит итог издание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: