Молдавскоприднестровское урегулирование «Ни разу современная

В канун майских праздников, главным из которых несомненно является День Победы, посол по особым поручениям МИД РФ Сергей Губарев высказал мнение о том, что настала пора возвращать переговоры по Приднестровью в официальный формат, то есть «5+2» (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — страны-гаранты, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели — прим. ИА REGNUM), пишет «Приднестровье». Дипломат ещё говорил о компромиссе, который должен быть основой позиций сторон во имя урегулирования, поскольку «в сегодняшней ситуации не может быть победителей: ни Кишинёв, ни Тирасполь не смогут в полной мере удовлетворить свои амбиции». При этом господин Губарев подчеркнул ключевой момент, отметив, что Москва, Киев, Вашингтон и Брюссель едины во мнении — окончательное урегулирование должно основываться на сохранении территориальной целостности суверенной и нейтральной Молдавии в границах Молдавской ССР по состоянию на 1 января 1990 года.

Таким образом, весь «компромисс» для Приднестровья подобен «компромиссу» палача: вас побрить, а затем повесить или повесить, а затем побрить? — продолжает «Приднестровье». Прежде всего, хотелось бы заметить, что борьбу приднестровского народа за право жить на своей земле, говорить на родном языке и оставаться верным традициям своих предков неуместно называть амбициями. Верность Родине, от которой приднестровцы оказались оторваны в результате предательства и игрищ зарвавшихся политиканов, не есть амбиции. Это, если хотите, подвиг народа, оставшегося в тылу врага и сохраняющего верность заветам героических предков — не отдавать ни пяди родной земли, обильно политой потом тружеников и кровью солдат, защитивших её от завоевателей. К примеру, для властей Молдавии девятое мая не является Днём Победы над фашистской Германией. Они считают этот день днём поражения и оккупации, следовательно, ставят себя в один ряд с фашистским агрессором! Уже одного этого для приднестровцев более чем достаточно, чтобы навсегда отказаться от объединения с Молдавией.

Приднестровцев крайне удивляет и огорчает тот факт, что, по заявлению российского дипломата, позиция Брюсселя и Вашингтона, имеющая целью ослабление России путём дальнейшего раздробления постсоветского пространства и в частности славянского мира, каким-то образом совпадает с позицией Москвы и Киева, представляющих это самое пространство, пишет «Приднестровье». Негоже забывать, что Приднестровье на протяжении всего исторического периода существования Российской Империи являлось неотъемлемой частью Малороссии — славянского мира, и входило в состав Херсонской губернии, в отличие от Бессарабии, вошедшей в состав России в 1812 году. Но и после присоединения Бессарабии к России Приднестровье и Бессарабия пребывали в разных административных единицах. На территории междуречья Днестра и Прута была создана Бессарабская губерния, а Приднестровские земли принадлежали Херсонской губернии Российской Империи, а затем Советской Украине.

Это, в общем-то, общеизвестный факт, но на протяжении всего периода молдавско-приднестровского конфликта, судя по действиям представителей посредников — дипломатов России и Украины, — создаётся впечатление, что история не самый любимый их предмет, продолжает «Приднестровье». Вот уже два десятилетия территорию славянского Приднестровья, вопреки воле его народа, настойчиво вытесняют из родного мира для достижения весьма иллюзорной надежды — удержать таким «подарком» Бессарабию от воссоединения с Румынией, которое неизбежно произойдёт как без Приднестровья, так и с его покорением.

В период празднования Победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне уместно напомнить, что в тот исторический период разделявших и поддерживавших позицию завоевателей считали предателями и вешали по приговору военно-полевого суда, пишет «Приднестровье». Ныне к западным последователям политики «разделяй и властвуй» в Кремле относятся иначе, называя их «западными партнёрами», строя отношения с ними на основе необоснованных односторонних уступок и самоуничижения. Примеров тому более чем достаточно: от поспешного, более похожего на бегство, вывода советских войск из Германии, без всяких предварительных условий, до самобичевания по поводу расстрелянных (кем?) польских офицеров под Катынью.

Ещё ни разу современная политика самоуничижения и односторонних уступок не приносила Российской Федерации уважения и ответных адекватных шагов так называемых западных партнёров, продолжает «Приднестровье». Всё происходило и происходит с точностью до наоборот. США и ЕС подминают под себя страну за страной, по сути, проводя оккупацию постсоветского пространства. Их аппетиты разгораются с каждым днём. Сегодня Запад нацелился на Грузию, Молдавию (разумеется, с Приднестровьем) и Украину. Была предпринята попытка совершить «оранжевую» революцию в Белоруссии — свергнув «режим» Лукашенко, разрушить союз с Россией и вовлечь и Белоруссию в антироссийскую орбиту НАТО.

Нет оснований полагать, что сдача Приднестровья, а урегулирование на основе сохранения территориальной целостности РМ назвать иначе нельзя, обяжет руководство Молдавии, являющееся гражданами Румынии, соблюдать нейтралитет и некие гарантийные обязательства по отношению к своему «восточному региону», пишет «Приднестровье». Несомненно, тотчас после реализации плана по сохранению территориальной целостности РМ Запад «забудет» об обещании сохранять нейтральный статус Молдавии так же, как «забыл» о своём обещании не вовлекать в орбиту НАТО Восточную Германию после её объединения с Западной, а затем бывшие страны соцлагеря. Очевидно по забывчивости «западных партнёров» Москвы, членами военно-политического блока вскоре стали и бывшие советские прибалтийские республики!

Народная мудрость гласит: «Счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастные — каждая по-своему». То же самое можно сказать и о межнациональных, межрегиональных или межгосударственных конфликтах, продолжает «Приднестровье». Стоит лишь беспристрастно вникнуть в суть многочисленных межнациональных конфликтов, происходивших в конце прошлого столетия в процессе распада СССР, чтобы убедиться в особенностях молдавско-приднестровского конфликта. А следовательно, и подход к его решению должен быть не зашоренно-стандартным, а учитывающим все исторические, политические, этнические и правовые аспекты проблемы.

А они таковы, пишет «Приднестровье». 30 декабря 1922 г. на I съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской Советских Социалистических Республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор. В 1920-1930-е годы число союзных республик в составе СССР увеличивается. После проведения в 1924-1925 гг. национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии в состав СССР в качестве союзных вошли Узбекская и Туркменская республики. Казахстан и Киргизия получают статус автономных республик в рамках РСФСР, а Таджикская автономная республика становится частью Узбекской ССР. По Конституции 1936 г., в состав СССР входили союзные советские социалистические республики: Российская Федерация, Украина, Белоруссия, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Таджикистан. В 1940 г. с присоединением Прибалтики и Бессарабии в СССР вошли Латвийская, Литовская, Эстонская союзные республики. Подчеркнём, все эти республики на момент вхождения в состав СССР обладали своими территориями. Тогда же 10 июня 1940 года, по предложению Совета Народных Комиссаров МАССР, вышло постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «Об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики». Подчеркнём немаловажный нюанс: МССР не вошла в состав СССР, а была ОБРАЗОВАНА внутри его территории.

При этом следует непременно учитывать и использовать в разрешении молдавско-приднестровского конфликта тот факт, что Молдавского государства на момент создания СССР в 1922 году не существовало вовсе, а следовательно оно не подписывало ни Декларацию об образовании СССР ни Союзный Договор и не входило в состав Союзного государства со своей территорией, продолжает «Приднестровье». МССР, как известно, была образована искусственно из части Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики, входящей в состав Украины, и части Бессарабии, возвращенной в состав СССР по праву бывшей территории России. То есть, республика была образована из части территории Советского Союза. Возникает риторический вопрос: «Каким образом, не привнося свою территорию при строительстве Союзного государства, можно извлечь её при его распаде?»

Решение молдавско-приднестровского урегулирования в рамках формата «5+2», равно как и в любом другом формате, не имеет и не будет иметь шансов на успех при сохранении волюнтаристской оценки государственного статуса Республики Молдова, основанной на территориальной целостности РМ в границах МССР 1990 года, пишет «Приднестровье». Полное и окончательное решение данной проблемы, разумеется, мирным путём, возможно только на основе здравого смысла, опирающегося на неукоснительное следование условиям Договора о создании Союза ССР от 30 декабря 1922 года и последовавшей денонсации данного Договора Российской Федерацией от 12 декабря 1991 года и Республикой Молдова от 23 июня 1990 года. Сохранение, а вернее, восстановление территориальной целостности Республики Молдова, входит в противоречие с денонсацией Союзного договора РФ и Постановлением РМ о незаконном провозглашении 2 августа 1940 года МССР и предполагает насильственное принуждение народа Приднестровья, защитившего себя от геноцида молдавско-румынской экспансии с оружием в руках, к признанию юрисдикции агрессора над Приднестровьем. Следовательно, для распутывания клубка противоречий, возникших при распаде СССР, действия по разрешению молдавско-приднестровской проблемы следует проводить в обратном направлении, возвращая ситуацию к моменту создания МССР, с соблюдением всех общепризнанных международных демократических норм. Непременным условием мирного, справедливого и окончательного решения молдавско-приднестровского конфликта является беспристрастное следование букве закона, то есть непредвзятое отношение к механизму создания и ликвидации МССР, основанное на исторических документах.

Итак, Москва, Киев, Вашингтон и Брюссель (странное единодушие) желают сохранить территориальную целостность нынешней Республики Молдова, но непременно в границах МССР по состоянию на 1 января 1990 года, продолжает «Приднестровье». Однако на тот период Молдавия ещё входила в состав Советского Союза, и только 23 июня её Верховный Совет постановил создание МССР незаконным актом! Таким образом, 23 июня 1990 года юридически неопровержимо Молдавская ССР приобрела статус «бывшей» и распалась на правобережную часть — Бессарабию и левобережную — регион территории МАССР. Также юридически неопровержимо — с 23 июня 1990 года самопровозглашённая Республика Молдова не является частью СССР и не имеет никаких политико-правовых оснований для притязаний на территорию Приднестровья, которое на тот период оставалось в составе Советского Союза, вплоть до 12 декабря 1991 года, когда Российская Федерация заявила о выходе из состава СССР, отмечает издание.

При окончательном урегулировании молдавско-приднестровской проблемы, для достижения юридически безупречного результата, странам-гарантам, очевидно, стоит обратить особое внимание на тот факт, что Чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья, на котором было провозглашено образование ПМССР, состоялся 2 сентября 1990 года, то есть после того, как Верховный Совет Республики Молдова объявил о ликвидации РМ в границах МССР! Но поскольку на тот момент целостность бывшей МССР уже была ликвидирована, действия приднестровцев не являются сепаратистскими. Сепаратизм по отношению к СССР как раз проявило руководство Бессарабской части бывшей МССР.

Ещё один факт международно-правовой легитимности Приднестровья, пишет «Приднестровье». 17 марта в ПМССР состоялся референдум СССР о необходимости сохранения обновлённого Советского Союза. В голосовании приняли участие 85 процентов от списка избирателей, из которых «за» проголосовало 97,7 процента. В Молдавии, как известно, проведение референдума было запрещено местными властями. И наконец, 17 сентября 2006 года в Приднестровье с соблюдением всех международных демократических норм, в присутствии большого количества международных наблюдателей, прошёл всенародный референдум, в котором приняли участие 78,6 процента имеющих право голоса. За курс на независимость проголосовали 97,2 процента, против вхождения в состав Молдавии высказались 94,9 процента.

Исходя из вышеизложенного, проблемы молдавско-приднестровского урегулирования юридически не существует, продолжает «Приднестровье». Странам-гарантам Российской Федерации и Украине, а также посредникам в лице ОБСЕ и наблюдателям США и ЕС, руководствуясь вышеизложенными правовыми актами, остаётся лишь констатировать и закрепить соответствующим документом факт существования двух государств, образованных на территории бывшей МССР, а именно, Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики. Игнорирование итогов референдума участниками формата «5+2» является ничем иным, как попранием демократии и международно-правовых норм в части, касающейся государственного строительства.

Итак, можно сделать вывод, что существуют два пути разрешения молдавско-приднестровской проблемы, пишет «Приднестровье». Первый — мирным путём, на основе соблюдения международно-правовых и демократических норм, что гарантирует народам Молдавии и Приднестровья право развиваться в соответствии с национальными, культурными, историческими традициями и соблюдением добрососедских отношений. Второй — путём силового принуждения народа Приднестровья к объединению с Молдавией с оккупацией его территории соседним государством, что неизменно принесёт новые жертвы, кровь и страдания. И в заключение следует сказать, что дальнейшая судьба Приднестровья в равной степени не должна вызывать сомнений в праве народа выбрать путь государственной независимости, интеграции с Российской Федерацией, либо возвращения в статусе автономной республики в состав Украины, подводит итог издание.

За годы переговоров между Приднестровьем и Молдавией было подписано немало различных соглашений, сообщает Первый республиканский телеканал. Недавно МИД ПМР даже выпустил целый сборник документов переговорного процесса. Часть принятых ранее соглашений уже утратила актуальность, другие свой потенциал ещё не исчерпали. 8 мая, исполнилось 14 лет со дня подписания Меморандума об основах нормализации отношений между РМ и Приднестровьем. Документ подтверждал основные принципы построения взаимоотношений между Тирасполем и Кишиневом и должен был способствовать активизации работы по урегулированию конфликта. На деле же молдавское руководство быстро забыло не только о самом документе, но и об озвученных в нем положениях. Тем не менее, в Тирасполе полагают, что потенциал меморандума не исчерпан, его пункты сохраняют актуальность, так как несмотря на годы, прошедшие со времени его подписания проблемы в переговорном процессе все те же.

Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: «И Республика Молдова, и Приднестровская Молдавская Республика являются равноправными субъектами процесса нормализации двусторонних отношений. При этом равноправие означает не только возможность высказаться за столом переговоров, но и абсолютно равный статус по всем вопросам, в том числе государственно-правового характера. Именно этому всячески противодействует официальный Кишинев, очередное подтверждение чему — недавнее заседание групп по экологической проблематике, в ходе которого представители РМ отказались от любых решений, которые, по их словам, могли бы означать признание правосубъектности органов власти Приднестровья. Эти заявления не стали чем-то новым, но то, что они прозвучали совсем недавно, на фоне общей активизации международных усилий на приднестровском направлении, является очередным подтверждением того, что Кишинев уверен в широкой международной поддержке своих подходов и принципов. По сути, Кишинев отказывается видеть в Приднестровье равноправного партнера и вести с Тирасполем не просто экспертный, а полноценный межведомственный диалог».

В ближайшее время изменения позиции Кишинева на приднестровском направлении ожидать и не стоит, продолжает Первый республиканский телеканал. Сегодня молдавские политики живут совершенно другими проблемами, их умы сегодня заняты главной молдавской забавой последних лет — выборами. 5 июня в Молдавии пройдут выборы в местные органы власти. Сергей Широков, политолог: «До окончания местных выборов, до подведения итогов, когда каждый из политических игроков узнает свой политический вес в регионах на местах, это определенный соцопрос, вотум доверия, недоверия политическим силам, вот после этого, когда будут ясны все силы и ставки, тогда основные политические силы вернутся к вопросу избрания президента».

Учитывая сложившуюся ситуацию в переговорном процессе, в приднестровском МИДе полагают, что в ближайшее время следует сосредоточиться не на взаимоотношениях с Кишиневом, а на контактах с европейскими партнерами, ведь к их советам в Молдавии охотно прислушиваются, отмечает Первый республиканский телеканал. Принесет ли плоды такая тактика, сказать трудно, ведь в конце концов окончательную модель урегулирования должны выработать именно стороны конфликта, а не гаранты-посредники и уж тем более наблюдатели. Также в ближайшем будущем приднестровский МИД планирует сосредоточиться на выработке механизма гарантий переговорного процесса, отодвинув обсуждение статусных вопросов на второй план.

Не менее важным в приднестровском МИДе считают взаимодействие с РФ и Украиной, странами-гарантами, которые продолжают настаивать на равноправии сторон в переговорном процессе, продолжает Первый республиканский телеканал. В ближайшем будущем одним из основных направлений работы МИД республики будет взаимодействие ЕС, который активизировал свою деятельность на приднестровском направлении. Также продолжится сотрудничество с дружественными кавказскими республиками, основной упор в данном направлении будет сделан на отраслевое и социально-экономическое взаимодействие.

Любому здравомыслящему человеку ясно, что в процессе урегулирования нас танцуют, а не мы кого-то, пишет «Приднестровская новая газета». Главный игрок на переговорном поле — Россия. Она нас кормит, закрывает глаза на газовые долги, местный бардак и прочее. Если завтра изменится ее вектор и, как это было с Меморандумом Козака, прикажут подписать — что делать? А после визита вице-президента США в Москву и Кишинев видно невооруженным глазом, что Россия меняет видение на скорость переговорного процесса.

Украина времен Януковича также не видит ПМР независимым государством, продолжает «Приднестровская новая газета». Значит, на международном рынке, как можно предположить, идет обыкновенный торг. Россия торгует своим влиянием в этом регионе. И задача Приднестровья не прогадать и получить во время торга максимум возможного. Почувствовать это время и уровень оценки — задача не МИДа. МИД — это инструмент, но не место принятия решений. Решения принимаются в кабинете Игоря Смирнова, подводит итог издание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: