Гайк Котанджян «Армении не дано проиграть ни в одной войне!»

Президент Ассоциации политической науки Армении, доктор политических наук Гайк КотанджянПрезидент Ассоциации политической науки Армении, доктор политических наук Гайк Котанджян

Собеседник ИА REGNUM — президент Ассоциации политической науки Армении (АПНА), доктор политических наук (РФ) Гайк Котанджян.

ИА REGNUM: Г-н Котанджян, Ассоциация политической науки Армении была зарегистрирована недавно. Расскажите о целях и задачах организации и вашей роли в ней.

Учредителями Ассоциации являются ведущие политологи Армении, в основном, имеющие опыт научного сотрудничества с наиболее продвинутыми политологическими школами России, Америки и Европы. Для моих коллег, среди которых преобладают специалисты молодого поколения, представляет актуальность разграничение профессиональной политологической среды и сферы активности самодеятельных политических комментаторов.

В соответствии с этим, основными целями организации в ее Уставе определены: способствование формированию научных основ и традиций армянской политологии, развитию политологического образования и обучения, укоренению профессиональных и этических норм деятельности политологов, развитию экспертного потенциала политической науки, а также расширению эффективного сотрудничества с аналогичными организациями за рубежом.

Я являюсь президентом, председательствующим на заседаниях Совета Ассоциации, — по американским стандартам — «чэйрмэном» организации. Исполнительным директором избран молодой кандидат наук из выпускников Флэтчеровской школы дипломатии Тафтского университета США Бениамин Погосян.

ИА REGNUM: На митинге Армянского национального конгресса его лидер Левон Тер-Петросян заявил, что действия АНК будут разворачиваться таким образом, чтобы исключить провоцирование внутренней нестабильности в Армении, дабы не дать Азербайджану шанс, воспользовавшись этим, развязать новую войну. Каково ваше отношение как профессионального политолога и президента Ассоциации политической науки к данному заявлению?

Заявление Левона Тер-Петросяна достойно высокого призвания и общественного статуса первого президента Республики Армения. Оно отражает возможность формирования консенсуса между властвующей элитой и оппозиционными контрэлитами вокруг неоспоримой приоритетности интересов национальной безопасности Армении, Нагорного Карабаха и Всемирного Армянства в целом.

На мой взгляд, возможность выстраивания диалога на основе стратегических приоритетов Республики Армения в полной мере отражает позицию действующего президента Армении Сержа Саргсяна, придающего первостепенное значение безопасностным интересам армянского народа.

ИА REGNUM: Как бы Вы оценили прошлую деятельность первого президента Армении?

Неоднозначно!

Заслуги первого президента в создании основ новой независимой армянской государственности неоспоримы. При нем в сотрудничестве с лидерами Карабахского национально-освободительного движения во главе с Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном была достигнута общая политическая победа в проведении легального референдума в Нагорном Карабахе и создании Нагорно-Карабахской Республики. При нем были созданы Вооруженные Силы Республики Армения. Военная победа на фронтах Карабаха была также достигнута во время каденции президентства Левона Тер-Петросяна.

Вместе с тем следует указать и на допущенные первым президентом серьезные ошибки в национально-государственном строительстве, заложившие основу сегодняшних трудностей в экономической, социальной и политической жизни Армении и Нагорного Карабаха.

При всех недостатках советского доктринально-ограниченного образа жизни, Армения лидировала в ряде областей точного машиностроения и электроники, в том числе и в составе военно-промышленного комплекса СССР. Столь технико-технологически продвинутой экономике соответствовала развитая социально-профессиональная структура армянского общества. Симптоматической иллюстрацией этому может служить тот факт, что в 1980-ые годы Армения по удельному весу специалистов высшей квалификации — докторов и кандидатов наук — на 1000 человек занимала первое место среди союзных республик СССР.

В годы же властвования первого президента, приведшего к управлению государством, наряду с рядом молодых творчески одаренных личностей, множество бездарных криминальных популистов, из-за принципиальных ошибок в реформировании экономики и социальной политики Армения стала превращаться в государство, в экономике которого практически прекратили функционировать наукоемкие производства. Здесь необходимо сделать оговорку и указать на существование некоторых объективных причин упадка технологически продвинутых отраслей производства на всем постсоветском пространстве после упразднения СССР. Например: разрыв цепи поставок, прекращение дотационной поддержки Москвы, низкая конкурентоспособность некоторых сфер индустрии в связи с медленным внедрением компьютерных систем в 1980-ые годы и т.д.

Однако просчеты в стратегии и тактике приватизации, а также недальновидное замораживание контактов с партнерами из бывших советских республик в тот период стали куда более значимыми факторами в деле развала высокотехнологичной экономики и подрыва ресурсов национальной безопасности. Доступ к приватизации получили случайные люди, которые зачастую были заинтересованы только лишь в продаже приобретенных производственных активов в качестве металлолома. Другим серьезным упущением приватизации стало неправильное реформирование сельского хозяйства в условиях малоземельной Армении, в результате чего произошло неэффективное дробление земельного фонда и средств механизации — с последующей деградацией отрасли. Данные процессы усугубились из-за трудностей ведения навязанной со стороны Азербайджана войны в Карабахе и на границах Армении — с попыткой блокады коммуникаций..

Особое место среди ошибок пришедшего к власти Армянского Общенационального Движения, на мой взгляд, занимали просчеты в налаживании сбалансированного общенационального диалога между наиболее влиятельными группами интересов и политическими партиями Армении и Диаспоры. Преследования АРФД и арест его руководителей, попытки ослабления другой авторитетной политической силы Диаспоры — либерально-демократической партии Рамкавар-Азатакан и ряд подобных шагов на этапе становления национальной государственности привнесли в зарождающуюся политическую культуру Армении конфронтационность во взаимоотношениях между основными субъектами политики Армении и Всемирного Армянства в целом.

ИА REGNUM: Каковы, на ваш взгляд, причины высокого уровня социальной напряженности в армянском обществе?

С приобретением независимости хозяйство Армении не было своевременно переориентировано на сотрудничество со странами ближневосточного региона, который являлся и ныне служит рынком для реализации продукции модернизированной оборонной промышленности России — преемницы оборонно-промышленного комплекса СССР, частью которой являлись частично разграбленный в те годы комплекс точного машиностроения и в известной мере ослабленное в тот период научно-техническое сообщество Армении.

Развал производственных мощностей Советской Армении в результате профессиональной некомпетентности государственного руководства, злоупотребления и коррупция во властных структурах — под прикрытием популистской имитации демократии — стали причиной массовой безработицы, катастрофического трансформирования социально-профессиональной структуры и поляризации армянского общества, трудовой эмиграции специалистов, монополизации и олигархизации бизнеса, трудностей в планировании устойчивого развития экономики, системы рабочих мест, а также подготовки и трудоустройства специалистов.

Подобными ошибками и злоупотреблениями в прошлом и настоящем, в конечном счете, и обусловлена социальная напряженность в армянском обществе.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к недавней голодовке лидера партии «Наследие» Раффи Ованнисяна?

Раффи является одним из наиболее образованных и патриотичных представителей армянской Диаспоры, которые предпочли риски политической деятельности в Армении предсказуемой профессиональной карьере в США. Вместе с тем следует отметить неконфронтационный, интеллигентный характер политической акции Раффи Ованнисяна, укладывающейся в систему международных норм в области гражданских и политических прав человека, прав и свобод, отраженных в Основном законе нашего национального государства. У меня, как политолога, нет оснований для оспаривания его выбора ненасильственных средств политической борьбы за продвижение демократии и прогресса в Армении.

ИА REGNUM: Что бы вы сказали о приглашении Левона Тер-Петросяна играть в политике в шахматы?

Разумеется, это фигуральное выражение калибра политических предпочтений. Здесь уместно вспомнить, на мой взгляд, политологически безукоризненное изречение одного из корифеев политической стратегии современности Уинстона Черчилля: — «Государственных мужей волнует судьба следующего поколения. Политиков волнует исход следующих выборов».

Важно то, что власти и оппозиция, в данном случае — в лице действующего и первого президентов, каждый в отдельности, публично высказались о совпадении одного из стратегических интересов возглавляемых ими сил — приоритетности продолжения политической борьбы без угрозы подрыва внутриполитической стабильности в Армении как одного из главных приоритетов нашей национальной безопасности. В этом смысле шахматы в политике обоих лидеров символизируют приоритет Стратегии и долгосрочных национальных интересов в отношении Тактики и политиканской конъюнктуры.

С точки зрения интересов обогащения нашей национальной политической культуры при развитии наметившегося диалога среди всех участников политического процесса в качестве одного из стратегических приоритетов национальной безопасности могла бы быть рассмотрена возможность легализации исполнения особо важных и почетных ролей в политической жизни Республики Армения ушедшими в отставку президентами — с творческим осмыслением положительного опыта многих государств мира.

ИА REGNUM: Как бы вы охарактеризовали приглашение президентов Армении к ответственному за национальную безопасность диалогу?

В качестве стратегической цели, отражающей приоритеты обеспечения национальной безопасности нашего государства, исходя из сделанного приглашения к общенациональному диалогу и консолидации, может быть взят следующий фундаментальной принцип: «Армении не дано проиграть ни в одной войне!»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: