Все они продублированы на двух, а то и на трех языках. «Фабрика готовой одежды «Очарование», «Модная мужская и женская одежда», «Первоклассный текстиль» – аршинные русские надписи на рекламных щитах соседствуют с арабской вязью, армянскими закорючками, латиницей. Особенно много армянских лавочек. Именно благодаря армянам Алеппо является самым христианским городом Сирии. Последователей Иисуса здесь более 150 000 человек. Но история эта – трагична. Для армянского народа Сирия стала второй родиной в результате жестоких этнических чисток, учиненных турецкими националистами в начале ХХ века.
В 1915-1916 гг. турецкие власти обрушили на своих армянских подданных невиданные репрессии. Число жертв резни превысило 1 млн. человек. Целый народ вынужден был бросить все и бежать в безжизненную Сирийскую пустыню. Здесь от голода, болезней и недостатка воды умерли еще несколько десятков тысяч человек. Центром ссылки армян стал Алеппо (Халеб). Турецкий чиновник Наим-бей, служивший в Алеппо, в 1916 г оставил в своем дневнике такую запись: «Только из Алеппо было отправлено двести тысяч армян в сторону Мескене и Рас-Айна, и лишь пять-шесть тысяч человек из этой огромной массы остались в живых. Новорожденных бросали в Евфрат. Женщин убивали штыками или револьверами в разных местах дороги жестокие жандармы. Высланные в пустыню армяне – более 200 000 человек – были уничтожены»*. Начальник алеппского конвоя лично инструктировал жандармов: «Следите, чтобы никто из этих людей (армян) не остался в живых. Если нужно, убивайте их собственноручно. Убивать их одно удовольствие. Не оставляйте никого в живых, в частности детей до пяти-семи лет. Иначе они вырастут, и будут стремиться отомстить».
Но и этого казалось мало кровожадным националистам. На стол губернатора Алеппо за подписью турецкого министра внутренних дел легла шифрованная телеграмма: «До нашего сведения дошло, что некоторые духовные лица отправлены в такие сомнительные пункты как Сирия и Иерусалим, несмотря на то, что армянское духовенство должно быть истреблено в первую очередь. Подобное разрешение является непростительным упущением. Место высылки этих мятежных людей уничтожение. Я рекомендую Вам действовать в соответствии с этим». В ноябре 1915 года, в Алеппо, по воспоминаниям чиновника Комитета по делам высылок Наим-бея, у начальника управления губернатора Нури-бея состоялось совещание для обсуждения телеграммы, предписывающей полное уничтожение армян. Истребить 200 000 человек оказалось не таким простым дело. Один из присутствовавших — Эйюб-бей стоял за открытую резню. Но Абдуллахад Нури-бей, «человек очень хитрый», с этим планом не согласился. Его идея состояла в том, что целесообразнее истребить армян путем голода, нужды и суровой зимы. Они хотели повернуть дело таким образом, будто десятки тысяч человек умерли «естественной» смертью и тем самым снять с себя возможную ответственность и обвинения в геноциде. Остановились на варианте Нури-бея.
Вскоре в Алеппо приступили к активным действиям. Тысячи высланных из Турции армян сосредоточили в районах Гармы и Килиса, Рас-Айна а также вокруг самого Алеппо. Затем их без еды и зимней одежды пешком стали направлять группами в Актерим, а оттуда в Баб. Последовало то, на что и рассчитывали палачи. Ежедневно поступали донесения о сотнях умерших от голода, холода и болезней. Баб оказался переполненным людьми. Всюду свирепствовал тиф. Чиновники, ведающие делами высылки, ежедневно посылали донесения о смертности. Как видно из докладов местных чиновников по высылке, за четыре месяца после получения в Алеппо злополучной телеграммы, от голода и болезней только в районе Рас-Айна умерло от 13 до 14 тыс. человек.
В то время как резня в Рас-Айне и Интилли приходила к концу, турецкие чиновники стали готовиться к еще более ужасной бойне в Дейр Зор. Чтобы увеличить количество жертв, высланных армян, среди которых было много женщин, стариков и детей, их специально отправляли только левым берегом Евфрата. Это было равносильно смертному приговору, так как людям приходилось двигаться от берега Тигра до Ракка по безводной пустыне. Там их настигала неминуемая смерть от голода и жажды.
«Конвейер смерти» работал как часы. В начале высылок вокруг Алеппо было создано несколько спецпоселений, которые предназначались для размещения большого количества изгнанных из Турции армян. Сюда были посланы конные жандармы, которые револьверами, кнутами и дубинами выгоняли людей из селений и гнали их в пустыню, где те гибли тысячами. Однако турецкое руководство в Константинополе было все равно недовольно: «Недельная сводка о смертности, сообщенная нам за последние несколько дней, неудовлетворительна». Палачам сулили полную безнаказанность. «Ни один не будет нести никакой ответственности за суровое отношение к высланным армянам»,-внушал алеппскому начальству константинопольский чиновник Абдуллахад Нури-бей.
Правительство требовало, чтобы все армяне были уничтожены. Они больше не имели права на существование. Возможно, так бы оно и произошло, если бы не помощь жителей Алеппо и других сирийских городов. Несмотря на различия в вере и опасность подвергнуться репрессиям, горожане приняли беженцев как своих братьев. Факты человечного отношения к армянам со стороны сирийцев нашли отражение даже в документах турецких властей, у которых подобное отношение вызвало сильное раздражение.
Армянский народ не забыл доброго отношения к нему сирийцев. В знак благодарности жителям Алеппо, под патронажем президента Армении Роберта Кочаряна и Католикоса всех армян Гарегина II в 2000году на берегу Ереванского озера был воздвигнут мемориальный комплекс. Обращаясь к сирийскому народу, митрополит Гнел Джереджян, настоятель армянской православной общины Дамаска сказал: «возможность существования армянской общины в пустыне, в городах и поселках Сирии была обусловлена прежде всего поддержкой щедрого сирийского народа в период бойни 1915 года. Северная столица Сирии – город Алеппо – являлся центральным перевалочным пунктом, через который караваны босоногих армян проходили в пустыню. Если бы оставшиеся в живых армяне не нашли убежища в Сирии, трудно представить, что они смогли бы выжить. Возродившийся армянский народ высоко ценит помощь арабских стран и никогда ее не забудет».
Нередко местные власти покровительствовали армянам не только из человеческого сострадания, но поскольку, знали, что армяне — хорошие работники, знающие многие ремесла. Они могли способствовать процветанию Алеппо, что в дальнейшем и подтвердилось.
Нужно сказать, что торговля — основное занятие армянской диаспоры во всем мире — у халебцев, что называется, в крови. На полгорода раскинулся самый большой на Востоке сук (базар). Длина его достигает десяти километров. Даже природа бессильна остановить вечный процесс купли-продажи, потому что торговля спряталась от непогоды в многокилометровую «трубу». Крыши домов соединили выложенными красным кирпичом арками с редкими отверстиями для солнечного света и воздуха. Так что путешествие по суку напоминает блуждания в нескончаемом лабиринте. Замирает бурная коммерческая деятельность только по пятницам. В этой святой для мусульман день, да еще в рамадан, узкие улочки словно вымирают. Зато лавочки христиан продолжают работать вовсю и приносить их владельцам удвоенную прибыль за счет вынужденного бездействия мусульманских конкурентов.
Под ногами хрустит фисташковая скорлупа, со всех сторон доносятся пронзительные крики зазывал. Путь лежит вдоль нескончаемых торговых рядов. Знаменитый десятикилометровый халебский базар заслуживает целой оды, поэтому стоит рассказать о нем подробнее. Вплоть до ХХ века Алеппо был ключевым пунктом на торговых путях между Востоком и Западом. Главный нерв города – базар – и по сей день ломится от ковров, золотых украшений, драгоценных камней, пряностей. Но это лишь тень былого величия. Таким же мощным остался только неистребимый запах кардамона, чеснока и знаменитого халебского мыла, которым пропитано все вокруг. Когда в песках Египта полтора века назад прорыли Суэцкий канал, лучшие времена Алеппо безвозвратно ушли в прошлое. Основной торговый поток устремился туда. А на долю Халеба остались лишь вздохи да воспоминания о былом размахе торговли. Но и то, что осталось – немало. Одни лишь «челноки» из России, Грузии, Молдавии, Украины ежегодно оставляют в карманах алеппских купцов до полумиллиарда долларов. Так что можно представить, каков был оборот халебского рынка в эпоху расцвета.
Основное занятие армян здесь то же, что и остальных халебцев – торговля. Только делают они это на порядок ловчее и успешнее. Народ здесь вообще предприимчивый. Даже ушлые арабы не выдерживают конкуренции. Об экономическом процветании армянской общины Халеба можно судить по его северным предместьям. Здесь, в старинных домах, богато отделанных в восточном стиле, с внутренними двориками, бассейнами и фонтанами, изящными цветниками и садиками с лимонными и апельсиновыми деревьями проживают халебские буржуа. Большинство их – армяне. Но много и арабов-христиан. Армяне – не единственные последователи Иисуса в Алеппо. Могучая река христианства разделяется здесь на множество конфессиональных притоков, потоков и ручейков. Кого здесь только нет: православные, армяне, греко-католики, монофизиты, ассирийцы, марониты, протестанты.
Деятельность самой большой христианской конфессии региона – Армянской Апостольской Церкви активна. В Алеппо 5 храмов этой конфессии, которые посещают десятки тысяч прихожан. Церковь патронирует несколько армянских школ, где дети изучают родной язык и религиозные традиции ортодоксального толка. Дети из малообеспеченных семей получают от Церкви финансовую поддержку для учебных целей.
500 студентов алеппского университета являются стипендиатами Армянской Апостольской Церкви. Всего же христиан в Алеппо насчитывается 120 тыс. человек, из них примерно половина – армяне. Две трети последних – «арабские армяне» (от смешанных браков), и одна треть – «чисто армяне», то есть от браков между гражданами только армянской национальности. Расселение христиан характеризуется большой компактностью. В Алеппо они занимают целые жилые кварталы, а где нет такой возможности – как правило, живут в районе одной улицы.
У армян Сирии получил высокую оценку законопроект, недавно принятый в первом чтении парламентом Франции. Он предусматривает денежный штраф и тюремное заключение сроком на 1 год за непризнание геноцида армян в Турции, случившегося в начале ХХ века. Теперь дело «за малым» – чтобы факт ужасных этнических чисток и депортаций, не понаслышке знакомых армянам Сирии, был признан самими турецкими властями. Это позволит тысячам армян рассчитывать не только на справедливые имущественные компенсации, но и восстановление попранной исторической справедливости.